ЗАДАЧИ ВОЗДУШНОЙ НАВИГАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
1.1. Основные навигационные понятия и определения
Движение воздушного судна (ВС) в воздухе осуществляется по пространственно-временной траектории полета (ПВТП). Траектория полета, представляющая пространственную линию / (рис. 1.1), описываемая центром масс ВС при его перемещении, может быть заданной, требуемой и фактической. Заданная ПВТП называется программной траекторией. Кажтому моменту времени соответствует определенное пространственное положение ВС — пространственное место самолета (ПМС) C^, Сг С„. Совокупность ПМС со
ставляет фактическую ПВТП.
Линия пути 2 (см. рис. 1.1) есть проекция траектории полета ВС иа поверхность Земли. Оиа также может быть за тайной, требуемой и фактической. Проекция программной
|
Рнс. 1.1 Элементы движения самолета
траектории полета иа земную поверхность называется линией ладанного пути (ЛЗП). Эта лилия, заданная опорными (основными) пунктами маршрута (ОГ1.М), через которые должно пролететь ВС, составляет маршрут полета. К числу ОПМ относятся: исходный пункт маршрута
(ИПМ)—точка маршрута, от которой начинается прокладка ЛЗП иа полетной карте; поворотные пункты маршрута (Г1ПМ)—пункты маршрута, над которыми происходит изменение направлення ЛЗП; исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ)—пункт маршруда в районе выполнения задания (фотографирования, различных видов разведки н т. и ), от которого начинается об ратный маршрут для возвращения на аэродром посадки; конечный пункт маршрута (КПМ)—ОПМ в районе аэродрома, до которого прокладывается линия заданного пути па полетной карте ЛЗП.
Обычно в качестве основных пунктов маршрута выбирают легко обна руживаемые н надежно опознаваемые с воздуха наземные ориентиры (или радионавигационную точку), иод которыми понимают естественный или искусственный хорошо вы деляющийся на общем ландшафте объект с точно известными координатами нли положением, который может быть использован для онределе пня местонахождения ВС по визуальным н радиолокационным наблюдениям.
Линия фактического пути (.ІФП) представляет собой проекцию на земную поверхность фактической траек-
тории полета. Чтобы найти ЛФП, необходимо с достаточной точностью и частотой определять в полете местонахождение ВС.
Местом самолета (МС) называется та точка иа поверхности Земли, над которой в данный момент находится ВС (в которую проецируется его центр масс). Положение этой точки определяется нли указанием двух ее координат (например, географических широты и долготы), или относительно ориентира (например. 10 км южнее острова А) Дополнительная информация о высоте полета позволяет определить ПМС.
При задании маршрута, как правило, указывается н высота пролета его ОПМ. Сели маршрут полета раз вернуть в прямую линию и через эту прямую провести вертикальную плоскость, то проекция на нее заданной пространственной траектории будет представлять профиль полета.
В реальном полете из-за неизбежных погрешностей решения навигационных задач фактическая траектория полета не совпадает точно с заданной. В связи с этим вдоль маршрутов регулярных полетов устанавливаются воздушные трассы (ВТ) и местные воздушные линии (МВЛ), пред ставляющие собой ограниченные по высоте и ширине коридоры в воздушном пространстве Ширина воздушной трассы (МВЛ) н эшелоны (высоты), выделенные для полетов, могут периодически пересматриваться.
Для оценки движения ВС по траектории используются геометрические и механические величины, характеризующие его пространственное положение, скорость и направление движения в некоторый момент времени. Их принято называть навигационными элементами полета.